Фрагмент для ознакомления
2
Для Российского государства особо актуальны вопросы использования земли в связи с тем, что Российская Федерация - одна из самых богатых земельными ресурсами страна. От того, как обоснованно и легитимно власть использует свои возможности в управлении землей, зависит защита вещных прав частных лиц даже при невозможности сохранения земельной собственности в случае ее изъятия для государственных и муниципальных нужд. Это подтверждает точку зрения, что "грамотная государственная земельная политика способна создать базис для инновационного развития России" . Различные аспекты изъятия достаточно широко изучались в юридической литературе , но в связи с появлением массива новых норм более глубокого изучения требуют вопросы правоприменения, в первую очередь соблюдения процедуры и справедливой компенсации.
Актуальность темы исследования. Данная курсовая работа посвящена изучению вопроса правового регулирования изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации.
Важность данной темы обусловлена тем, что, несмотря на важность удовлетворения потребностей государственных и муниципальных органов власти, необходимым условием является защита законных интересов землевладельцев и, следовательно, поиск решений, позволяющих сбалансировать интересы нынешних и будущих землевладельцев.
Возможность изъятия земельных участков демонстрирует, что, хотя право собственности является наиболее полным имущественным правом, оно имеет пределы, определяемые интересами всего общества.
При изъятии земельного участка общественные интересы превалируют над интересами правообладателя, и правообладатель не может предотвратить сам факт изъятия. Поэтому их интересы должны быть учтены при определении выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию. На практике часто возникают проблемы с определением размера компенсации из-за несовершенства правовых норм. Во многих случаях собственники не согласны с предложенной ценой приобретения, поэтому достичь соглашения в добровольном порядке невозможно. В таких случаях вопрос о размере компенсации решается в суде. В связи с существованием противоречивых правовых теорий необходимо найти оптимальное решение проблемы повторного владения имуществом.
Важно найти баланс между частными и общественными интересами. В последние годы законодательство об изъятии земельных участков постоянно развивается. Основные нормы содержатся в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Кроме того, в последние годы был принят ряд федеральных законов, дополняющих эти нормы. Однако при применении этих положений часто возникают конфликты между частными и общественными интересами.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие при осуществлении процедуры изъятия земельных участков.
Предметом исследования настоящей работы являются нормативные правовые акты Российской Федерации, судебная практика и научные работы современных ученых по вопросам изъятия земельных участков.
Целью исследования является анализ правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определение проблем в рассматриваемой сфере и предложение вариантов решения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и рассмотреть основания изъятия земельных участков;
2.исследовать порядок и последствия изъятия земельного участка для государственных нужд ;
3.рассмотреть спорные вопросы изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю;
4.выявить пробелы и противоречия в законодательстве в спорных вопросах изъятия земельных участков;
5.проанализировать судебную практику в спорных вопросах изъятия земельных участков.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; ЗК РФ, ГК РФ, федеральное законодательство в сфере уголовного права; постановления Пленумов высших судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по земельному и гражданскому праву, такие как: Болтанова Е.С., Вальков В.А., Вербина О.Л., Имекова М.П., Кичко А.И., Липски С.А., Суханов Е.А., Шаршун Е., Ястребов А.Е. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования изъятия земельных участков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в проблемных вопросах изъятия земельных участков.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 37 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 15 источников.
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового обеспечения изъятия земель
1.1. Понятие и основания изъятия земельных участков
Конституцией Российской Федерации в качестве основных условий гарантий прав собственников и иных правообладателей изымаемых для публичных нужд земельных участков установлены необходимость предварительного и равноценного возмещения, а также обязательный судебный порядок такого принудительного прекращения прав. Очевидно, что для достижения баланса публичных и частных интересов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд таких условий недостаточно. Необходимо законодательное закрепление системы гарантий прав правообладателей земельных участков, в том числе строго регламентированной процедуры изъятия, которая должна учитывать прежде всего права и интересы правообладателей земельных участков и быть направлена на максимально возможную минимизацию негативных последствий для них .
При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд следует исходить из принципов исключительности и безальтернативности, то есть орган, принимающий решение, должен убедиться в том, что для принудительного прекращения прав не только имеются достаточные основания, но и действительно нет иной возможности удовлетворения этих нужд без изъятия земельных участков (например, альтернативные варианты размещения объекта федерального, регионального или муниципального значения, при которых отсутствует необходимость изъятия земельных участков у частных собственников и иных правообладателей).
При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд на одной чаше весов находятся интересы частные - интересы собственников и иных правообладателей земельных участков, а на другой - публичные (общественные) интересы, которые в земельном законодательстве применительно к институту изъятия определяются через понятие государственных и (или) муниципальных нужд.
Определение этого понятия в законодательстве не раскрывается. В теории земельного права содержание и соотношение понятий государственных и (или) муниципальных нужд, а также общественных, публичных нужд является одним из наиболее дискуссионных вопросов. Необходимо ли закрепление в законе закрытого, исчерпывающего перечисления таких нужд или же достаточно открытого перечня; должно ли это быть указание определенных критериев, по которым определяется наличие государственных и муниципальных нужд? Каким образом возможно определить наличие общественного интереса, под которым понимается удовлетворение интересов неограниченного круга лиц или большинства - в каждом конкретном случае судом или же процедурами, обеспечивающими участие населения в принятии значимых решений, такими как публичные слушания или общественные обсуждения? Этот вопрос на сегодняшний день остается открытым, что, несомненно, приводит к тому, что на практике довольно часто принимаются решения об изъятии земельных участков, обоснованность которых как минимум вызывает сомнения .
Институт изъятия земельных участков выступает в роли правового инструмента, наделяющего государство правом отчуждать земельные участки с последующим использованием их в общественных интересах. При этом существование указанного инструмента обусловлено объективно существующей необходимостью развития общества как в экономическом, так и социальном плане. Ведь отсутствие механизма перераспределения земель путем изъятия их у одних субъектов земельных отношений и предоставления другим способствует замедлению процесса развития экономики. Вместе с тем на основании ст. 35 Конституции Российской Федерации ни одно лицо не может быть лишено имущества иначе, кроме как на основании постановления суда. При этом принудительное отчуждение имущества может производиться лишь в случае предварительного возмещения.
Анализ гражданского и земельного законодательства показал, что основания изъятия земельных участков делятся на два основных вида:
-изъятие земельных участков в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;
-изъятие земельных участков при ненадлежащем использовании.
Несмотря на то что отношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, регулируются целым комплексом нормативных правовых актов, в действующем законодательстве не раскрывается содержание термина "государственные и муниципальные нужды". Отметим, что пробел в данном вопросе может способствовать злоупотреблению со стороны уполномоченных органов и неправомерному принятию решений об изъятии земельных участков у их правообладателей.
При анализе ст. 279 ГК РФ, которая регулирует изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, можно сделать вывод, что под государственными и муниципальными нуждами подразумеваются общественные нужды, осуществление которых идет на благо всех граждан страны или граждан, проживающих на территории отдельного муниципального образования или субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ). Разъяснение по этому вопросу дал Пленум Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) в Постановлении от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации ": под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Другое толкование содержится в Определении ВС РФ от 27 октября 2015 г. № 309-КГ15-5924, где указывается, что под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно-полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту .
Таким образом, указанные нужды в силу функционального назначения государства и муниципальных образований определяются наличием публичного интереса, а последний, в свою очередь, определяется как интерес народа, проживающего на соответствующей территории, т.е. общественный интерес.
По мнению Е.А. Конюха, государственные и муниципальные нужды - это определенные законом, объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями . В данном определении большое внимание уделяется именно интересам общества, что подразумевает совокупность интересов частных лиц. К тому же изъятие земельных участков невозможно для получения каких-либо преимуществ и выгод иными негосударственными субъектами, функционирование которых может только косвенно удовлетворять общественным интересам, что оправдывает целесообразность упоминания количественной составляющей заинтересованных субъектов в вышеуказанном определении (широкий круг субъектов).
Е.С. Клейменова полагает, что государственные и муниципальные нужды - это объективная необходимость Российской Федерации или муниципального образования во владении и пользовании земельным участком для осуществления общественно важных потребностей в силу исполнения международных договоров, необходимости возведения объектов публично-правовыми образованиями и других потребностей, указанных в законодательстве .
Несомненным плюсом данной формулировки является включение в нее основных оснований для изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем имеются и недостатки. В частности, в указанном понятии присутствует неполный перечень публично-правовых образований, для нужд которых может изыматься имущество граждан и юридических лиц (отсутствует субъект Российской Федерации). Кроме того, в формулировке ничего не говорится о возмездности изъятия имущества, которое предполагается использовать для удовлетворения потребностей общества.
По нашему мнению, под государственными и муниципальными нуждами следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в имуществе граждан или юридических лиц для обеспечения общественных интересов, удовлетворение которых невозможно без принудительного изъятия этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации при соблюдении баланса частных и публичных интересов.
Полагаем, что указанная формулировка наиболее полно отражает сущность государственных или муниципальных нужд и в целях единообразного применения норм права может быть закреплена в ЗК РФ. В указанной формулировке делается акцент на субъектный состав (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование). Кроме того, в ней говорится об исключительности изъятия имущества граждан и юридических лиц, которое может иметь место лишь в исключительных случаях при невозможности удовлетворения общественных интересов без изъятия этого имущества. Помимо этого, в приведенной дефиниции важное значение имеет указание на баланс частных и публичных интересов,